Российские ректоры оценили опыт канадских коллег (отзыв о семинаре в Канаде в 2005 году)
Развитие регионов зависит от многих факторов. Одним из главных по праву можно считать активность вузов данной территории. Сильный вуз -это и кадры для экономики, и научноинновационный потенциал региона, и центр культурного развития.У региональных властей есть свои особенности взаимоотношений с высшей школой. Опыт соседей в данном случае - как ближних, так и дальних всегда интересен: ведь положительные примеры можно использовать “дома. С особенностями инновационной политики в Канаде удалось познакомиться ректорам российских университетов, принявшим участие в Международном семинаре «Роль вузов в формировании инновационной политики региона (на примере университетов провинции Онтарио, Канада) ». Подробнее о поездке с коллегами за рубеж рассказал ректор Петрозаводского госуниверситета Виктор ВАСИЛЬЕВ:
-В первый день семинара состоялась наша встреча в Правительстве и Министерстве экономического развития и торговли провинции Онтарио. Директор управления исследованиями Аллисон Барр и его коллеги сделали презентации на темы: «Роль региональных органов власти в инновационном развитии территории», «Правительственные программы поддержки финансирования инноваций», «Эффективность финансирования инновационных проектов».
Президент и исполнительный директор правительственного Агентства по вопросам экономического развития, коммерциализации технологий и обучения высококвалифицированного персонала (центр Ехсеllеnсе”) Марк Ромофф рассказал о деятельности своего агентства. В частности, агентство занимается отбором исследовательских проектов, которые имеют реальную перспективу коммерциализации по шести приоритетным направлениям: сельское хозяйство, очистка воды, энергоэффективность, рациональное природопользование, материаловедение и лечение онкологических заболеваний. На финансирование указанных направлений на ближайшие пять лет для провинции Онтарио государство выделило около 2 млрд. долларов.
Кроме того, агентство помогает наукоемким фирмам и организациям в решении проблем их развития, привлекая для этих целей университеты и колледжи, которые выполняют разные виды работ. Например, разрабатывают инновационные планы среднесрочного развития компаний; находят партнеров и ресурсы для их развития; формируют команду из научных сотрудников для обеспечения технологического сопровождения разработок; на ранней стадии поддерживают процесс коммерциализации; формируют команды студентов как будущих сотрудников компаний, обеспечивающих функционирование новых технологий.
Анализ канадского опыта в области инноваций и проведенные дискуссии показывают, что в этой стране имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая коммерциализацию научных исследований на уровне провинции. Кроме того, инновационная политика финансируется государством и провинциальным правительством, а также бизнесом, основной же базой для коммерциализации научных исследований являются университеты и колледжи.
Следует отметить, что на наше предложение разработать совместный проект по изучению и адаптации в России местного опыта коммерциализации научных исследований последовала весьма сдержанная реакция со стороны канадских коллег: в том смысле, что над этим предложением надо подумать.
Во второй части семинара приняли участие три университета Онтарио. Первая встреча состоялась в городе Гамильтоне в МсМаster University. Это один из наиболее известных университетов по внедрению инновационных технологий. Исполнительный директор отдела исследовательских контрактов и интеллектуальной собственности Марсель Монгеон сделал сообщение на тему «Организационно-правовые основы инновационной деятельности университета». Коммерциализация интеллектуальной собственности. Доктор Эмми Морвалд, руководитель отдела по вопросам исследований, представила презентацию “Приоритеты и механизмы финансирования научных программ университета на провинциальном и федеральном уровнях.
Вторая встреча прошла в городе Китченер в Wilfrid Lauruer University с участием представителей Университета Ватерлоо (University of Waterloo). Наиболее интересной была презентация директора центра бизнеса, предпринимательства и технологий Университета Ватерлоо Ховарда Армитага.
По результатам этих презентаций можно было сделать немало интересных выводов, например, в университетах уже созданы структуры, занимающиеся только коммерциализацией научных исследований, в том числе на базе бизнес-инкубаторов. Финансируются эти структуры из бюджетов государства и провинции, так называемыми бизнес-ангелами, а также самими университетами. Кроме того, разработаны внутри университетские положения по правам на интеллектуальную собственность, методическая и организационно-правовая документация по инновационной деятельности, учебные планы и программы по подготовке специалистов по инновационной деятельности, так называемых интерпренеров. Считается, что именно они являются ключевым звеном коммерциализации научных исследований, выполняемой в следующей последовательности: идея - научные исследования маркетинг - бизнес-план - формирование команды - источники финансирования - создание наукоемкой бизнес-структуры - реализация на рынке нового товара (технологии, услуги).
Эта последовательность хорошо известна и в России, но в нашей стране не хватает трех звеньев: развитой инфраструктуры по инновационной деятельности, специалистов-интерпренеров и эффективной структуры финансирования (есть, увы, недостаток в венчурных фондах и их возможности ограниченны; недостаточно и участие бизнеса и банков в инновационном процессе; практически полностью отсутствует финансирование со стороны субъектов Федерации и т.п.).
Следует также отметить, что в России не до конца решены правовые вопросы обеспечения интеллектуальной собственности. Существенно, что и активность российских университетов в реализации инновационной политики в регионах недостаточна.
На наше предложение Университету Ватерлоо создать совместный проект по моделированию деятельности бизнес-инкубаторов на примере опыта университетов Канады и перенесения этого опыта на университеты России также последовала сдержанная реакция и ссылка на то, что, зачем, мол, ходить далеко, когда мы рядом имеем прекрасный опыт университетов Финляндии, который базируется на развитой системе технопарков. Надо отметить, что в самой Канаде в отличие от США и Финляндии инновационные структуры в виде технопарков не нашли широкого распространения. Тем не менее уровень внедрения высоких технологий в гражданских отраслях экономики Канады очень высок, и в основном эта заслуга принадлежит университетам.
Кстати, во время визита мы узнали, что в Канаде нет Академии наук, а вся наука сосредоточена в университетах. Еще одним из отличий является то, что в Канаде нет государственного Министерства образования и науки, а функции управления образованием и наукой выполняются на уровне правительств провинций. При этом образование и наука в Канаде находятся на очень высоком уровне. Все это, конечно, не значит, что мы должны брать с них пример в этом отношении, но задуматься, по-моему, есть над чем.
По итогам визита в провинцию Онтарио возникло несколько предложений. У нас в России уже давно идет дискуссия по поводу эффективного использования стабилизационного фонда. С нашей точки зрения, часть средств из этого фонда можно было бы направить на обновление основных фондов наукоемких предприятий в виде кредитов с невысокими процентами, аналогичными процентным ставкам западных банков, и на развитие венчурных фондов, а также обеспечить гарантии государства по погашению банковских кредитов, направляемых на развитие инновационной деятельности. Необходимо разрешить университетам брать кредиты на коммерциализацию научных исследований и дать им возможность быть учредителями малых наукоемких бизнес-структур.
Весьма эффективно будет и использование бюджетных средств для целевого финансирования проектов по приоритетным направлениям науки с целью интеграции вузовского и академического потенциала, что в определенной мере реализуется в этом году в Министерстве образования и науки РФ. Было бы целесообразно и резко увеличить начиная с 2006 года бюджетное финансирование конкретных университетских проектов по коммерциализации научных исследований. И наконец, необходимо разработать типовую структуру, обеспечивающую коммерциализацию научных исследований. В ПетрГУ, например, уже введена должность проректора по инновационной деятельности.
От себя на рассмотрение Министерства образования и науки РФ предлагаю проведение Всероссийской конференции по использованию научного потенциала России для развития инновационной деятельности с целью перехода к экономике, построенной на знаниях. А от имени делегации руководителей российских университетов хочу сказать слова благодарности Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор» за хорошую организацию визита нашей группы, насыщенную и интересную программу, возможность плодотворного общения с зарубежными коллегами.
Академические программы для школьников Бюджетное высшее образование Бюджетное послевузовское образование Высшее образование Каникулярные программы Магистратура по бизнесу и MBA Подготовительные программы: бакалавриат, магистратура, MBA Послевузовское образование Профессиональное образование Среднее образование Стипендии правительства РФ Языковые школы