Образовательный семинар «Практика организации работы эндаумент-фондов в Северной Америке (на примере вузов США и Канады). Приоритетные направления поддержки развития фондов целевого капитала»
В соответствии с приказом Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко и сводным планом мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации в конце июня начале июля 2009 года состоялся визит делегации представителей ряда ведущих вузов России в США и Канаду для участия в семинаре, посвященном приоритетным направлениям развития Фондов целевого капитала. Поездка была организована Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор» при поддержке Сибирского Федерального и Южного Федерального университетов. В семинарах также принимали участие представители МГИМО (Московский государственный институт международных отношений), Пермского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, Московского автомеханического института (технический университет) и других вузов России.Начиная с конца 2006 года, по инициативе Президента России Д.А.Медведева в нашей стране созданы или создаются фонды целевого капитала. Сегодня таких Фондов создано уже более 20. Созданы они в ЮФУ, в СФУ, Санкт-Петербургском университете, МГИМО, Финансовой Академии при Правительстве России, Новосибирском госуниверситете и других.
Основной задачей Фондов целевого капитала, которые делают пока в России первые шаги, поддержка образовательной и научной деятельности вузов. Для определения стратегии развития фондов целевого капитала, тактики работы по привлечению средств, форм взаимодействия со стратегическими партнерами, выпускниками и партнерами вузов весьма важно изучение опыта тех организаций и структур за рубежом, которые уже достаточно давно работают в этой сфере.
Мировая практика формирования целевого капитала обширна. Фонды всех крупнейших мировых организаций, в том числе вузов, размещая и наращивая свой целевой капитал, получают ежегодно значительные средства, позволяющие развивать науку, искусство, культуру.
Первые эндаументы возникли в Северной Америке, прежде всего в США, Канаде и Великобритании, как способ поддержки высшего образования. На сегодняшний день в них аккумулированы значительные средства. Например, эндаумент-фонд Гарвардского университета составляет свыше 36 миллиардов долларов, Колумбийского университета - свыше 7 миллиардов, фонд Нью-Йоркского университета более чем 2,5 миллиарда долларов, университетов Торонто и Бостона свыше 1,5 миллиардов долларов каждый.
При формировании программы семинара и выборе вузов для посещения в США и Канаде представители Бюро «Прямой разговор» использовали профессиональные контакты Бюро, учли современное состояние данного направления деятельности в вузах, возможность и заинтересованность их представителей встретиться с представителями вузов России.
Семинары были организованы при поддержке и непосредственном участии эндаумент-фондов крупнейших североамериканских вузов, таких как Колумбийский университет, университеты Нью-Йорка, Бостона и Торонто. Участники семинара получили уникальную возможность познакомиться с практикой организации работы аппаратов фондов, механизмов сбора пожертвований средств, взаимодействия с частными дарителями и организациями и т.д., а так же установить прямые контакты с представителями этих вузов.
Участников семинара принимали руководители высшего звена всех четырех вышеперечисленных университетов. Достаточно сказать, что во всех вузах семинары вели вице-президенты университетов. Были представлены содержательные презентации фондов целевого капитала этих университетов, их представители поделились опытом работы своих фондов по многим вопросам и направлениям. Вот только некоторые рассмотренные темы семинара:
В рамках семинара в Бостонском университете:
- определена специфика и механизмы развития системы фандрайзинга в университете;
- особенности и нормативно-правовая специфика бухгалтерского и управленческого учета Фонда Целевого Капитала;
- основные направления работы с жертвователями;
- основные императивы формирования организационной политики долгосрочного взаимодействия с выпускниками вузов.
В рамках семинара в Колумбийском университете:
- рассмотрены экономические аспекты формирования многоканальной системы финансирования уставной деятельности вузов, на основе доходов от фандрайзинга;
- виды фандрайзинга и механизмы распределения средств жертвователей на финансирование приоритетных направлений развития вузов;
- особенности участия управленческого звена вузов в формировании эффективной системы сбора пожертвований;
- особенности управления средствами фондов в условиях финансового кризиса.
В рамках семинара в университете Нью-Йорка:
- рассмотрены вопросы и специфика сбора пожертвований с учетом особенностей страны и территорий локализации университета;
- определены основные мотивационные механизмы участия представителей бизнеса и физических лиц в финансировании деятельности вузов;
- вопросы формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества с выпускниками университета и развития инфраструктуры фандрайзинга, включая структуру и целесообразность административных и инвестиционных расходов.
В рамках семинара в университете Торонто:
- рассмотрены особенности и функциональная роль ФЦК в университетах с высоким уровнем государственного финансирования;
- рассмотрены вопросы участи бизнеса и власти в комплексном развитии университета;
- изучены методы и инструменты формирования стратегии программ сбора пожертвований в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Состоялось активное заинтересованное обсуждение данных и других тем, которые возникали в процессе обсуждения. Участники семинара задавали представителям североамериканских вузов большое количество вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы. Участники семинара получили все подготовленные материалы: презентации, описания и т.д.
Российские участники еще раз утвердились в своем понимании особенностей и специфики развития эндаумент-фондов в американских и канадских вузах, но в то же время открыли для себя много полезных и актуальных для собственной работы моментов и фактов. К примеру, вице-президент Бостонского университета доктор Скот Николс сказал: «Деньги дают люди людям, поэтому следует работать индивидуально с каждым из потенциальных дарителей. 90% пожертвований обеспечивают 10 % дарителей, однако, без большого количества мелких жертвователей крупных вкладов никто не внесет» и т.д. И главный вывод – целевой капитал – это только часть работы по привлечению дополнительных средств на поддержку университетов. Это долгосрочное инвестирование в образование и науку, и оно требует постоянных и долгосрочных усилий всех служб и структур университетов.
Образовательную компоненту программы все участники семинара оценили весьма «высоко». Все полученные знания представители российских вузов смогут использовать для развития своих Фондов целевого капитала, для обучения специалистов в области фандрайзинга и стратегического планирования.
Что касается культурной программы для участников семинара, то она была весьма насыщенной. Бюро «Прямой разговор» при содействии партнеров организовало очень интересные экскурсии в Нью-Йорке, Торонто, Бостоне. Члены российской делегации посетили университет Гарварда, Уолл-стрит в Нью-Йорке, побывали на Ниагарском водопаде, на Бродвее, где смотрели мюзикл «Король-лев», CN-tower-самое высокое здание в Северной Америке и много другое.
Академические программы для школьников Бюджетное высшее образование Бюджетное послевузовское образование Высшее образование Каникулярные программы Магистратура по бизнесу и MBA Подготовительные программы: бакалавриат, магистратура, MBA Послевузовское образование Профессиональное образование Среднее образование Стипендии правительства РФ Языковые школы