По следам старины Зигмунда
В настоящее время призвание психолога становится всё более популярным и актуальным. Некоторые даже берут на себя смелость предположить, что в текущем столетии оно займёт лидирующую позицию в мировой профессиональной классификации. При этом в большинстве иностранных государств вышеупомянутое предположение уже практически оправдалось. Люди, получившие психологическое образование, применяют свои знания на практике как в различных государственных организациях, так и в многочисленных частных структурах, включая учебные заведения, правовые конторы, консультативно-диагностические центры. В Соединённых Штатах Америки любой более или менее обеспеченный человек может позволить себе услуги личного адвоката, а также персонального психолога, с которым можно поделиться проблемами личного и профессионального характера и получить необходимую эмоциональную поддержку, но за определённую плату.В последние годы данное призвание получило широкое распространение и в Российской Федерации: конкурс на функционирующие в отечественных университетах факультеты психологии порой превышает 12 человек на позицию. В то же время увеличивается и количество так называемых псевдопсихологов, в любую минуту готовых прийти к вам на помощь и обещающих в течение обозначенного периода времени устранить все возникшие на вашем пути психологические препятствия, но в действительности обеспокоенных лишь улучшением собственного благосостояния (за счёт ваших же денежных средств).
Появление таких людей в нашей жизни не в последнюю очередь связано с относительной новизной профессии психолога. Ещё каких-то несколько десятилетий назад в сознании наших граждан психологи ассоциировались с почётными членами всевозможных научных академий и обществ или с врачами-психиатрами, к слову, не имеющими совершенно никакого отношения к психологической науке. Тогда люди исключали присутствие психологов в их повседневной жизни.
По последним данным, опубликованным на официальном сайте Статистического управления министерства труда Соединённых Штатов Америки, 29 % выпускников факультетов психологии американских высших учебных заведений работают в учреждениях, занимающихся консультационной, научно-исследовательской, административной деятельностью, 21 % реализуют себя в сфере здравоохранения, 16 % трудоустраиваются в качестве учителей психологии в средних школах, а 34 % успешно занимаются частной практикой.
Люди, получившие высшее психологическое образование, могут принести значительную пользу, работая в самых разнообразных профессиональных областях. Представители когорты психологов способствуют формированию в сознании политических деятелей, предпринимателей, участников спортивных соревнований и людей искусства благоприятного психологического климата, необходимого для осуществления успешной деятельности. Также они занимаются консультированием правовых организаций, включая судебные структуры, если речь идёт, к примеру, о выборе присяжных заседателей. Кроме того, психологи участвуют в реформации образовательных систем (пусть и опосредованно), возвращают к жизни родственников людей, погибших в результате стихийных бедствий или транспортных происшествий, прикладывают руку к появлению нового комплексного программного обеспечения на глобальном компьютерном рынке – одним словом, они находятся в курсе всех последних мировых событий.
Необходимо иметь в виду, что для овладения данной профессией на высоком уровне отнюдь не достаточно прохождения непродолжительных специализированных курсов или программ обучения. Только полноценное обучение на психологическом факультете одного из отечественных или зарубежных университетов позволит вам добиться желаемого результата.
Несмотря на то, что психология является относительно современной наукой, оформившейся в самостоятельную область знаний лишь во второй половине девятнадцатого века, в некоторых государствах (в Австрийской Республике, в Соединённых Штатах Америки или в Федеративной Республике Германии) факультеты психологии местных университетов могут гордиться своими давними богатыми академическими традициями. Здесь для изучения вам предложат целый ряд разделов психологической науки: общую психологию, акмеологию, дифференциальную психологию, когнитивную психологию, прикладную психологию, клиническую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, психологию здоровья, психосоматику и психологию телесности, онкопсихологию, психотерапию, педагогическую психологию, психологию искусства, психологию родительства, психологию спорта, психологию труда, психологию управления, экономическую психологию, юридическую психологию, психогенетику, психодиагностику, психолингвистику, психологию восприятия, психологию личности, психологию развития, психофизиологию, социальную психологию, специальную психологию, сравнительную психологию, экспериментальную психологию, психологию среды.
Академические программы факультетов психологии иностранных высших учебных заведений довольно существенно отличаются друг от друга. Это определяется многими показателями, главным из которых является принадлежность деканов факультетов тем или иным психологическим школам и направлениям, включая психоанализ, бихевиоризм, экзистенциальный анализ, ассоцианизм. К примеру, обучаясь на психологическом факультете Грацского университета имени Карла и Франца (второго по величине университета Австрийской Республики), вам предстоит полностью сосредоточиться на биологии и статистике, так как в данном образовательном учреждении психологии отведена роль естественной отрасли знаний. На факультете психологии одного из крупнейших высших учебных заведений Австрии научную состоятельность психоанализа ставят под сомнение, поэтому стремящимся к познанию комплекса психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом и в дальнейшем развитых его последователями Альфредом Адлером и Карлом Густавом Юнгом, придётся подумать о выборе иного университета для этой цели.
Высшие учебные заведения Швейцарской Конфедерации станут идеальным местом обучения для лиц, мечтающих об успешной академической карьере, потому что в местных университетах значительное количество времени отводится теории. А в Федеративной Республике Германии у студента есть возможность выбора определённого психологического факультета, наилучшим образом соответствующего его профессиональным потребностям. К примеру, потенциальные магистры клинической психологии или психофизиологии вероятнее всего отправятся на обучение в Университет имени Христиана Альбрехта (город Киль, столица федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн), Гёттингенский Университет имени Георга-Августа (город Гёттинген, федеральная земля Нижняя Саксония) или Университет Генриха Гейне (город Дюссельдорф, столица федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия). Если вы собираетесь связать своё профессиональное будущее с педагогической психологией, вам придётся выбирать между Университетом Вупперталя (город Вупперталь, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия), Университетом имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге (города Эрланген и Нюрнберг, федеральная земля Бавария) и Дармштадтским Техническим Университетом (город Дармштадт, федеральная земля Гессен). Если вы стремитесь к получению академической степени в области производственной психологии, свои программы обучения вам готовы предложить Рейнский Боннский Университет Фридриха Вильгельма (город Бонн, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия), Рейнско-Вестфальский Технический Университет Ахена (город Ахен, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) и Тюбингенский Университет Эберхарда Карла (город Тюбинген, федеральная земля Баден-Вюртемберг).
В настоящее время психологию можно изучать не только в одном из европейских государств. К примеру, на «Зелёном континенте», где местные высшие учебные заведения предложат вам актуальные академические программы по психологии. Необходимо отметить, что вне зависимости от места вашего пребывания (Канберра или Дарвин, Перт или Хобарт) вам придётся осваивать идентичную программу обучения, разработанную и утверждённую психологической ассоциацией Австралии. Она включает в себя преддипломный этап (продолжительностью 3 года), предполагающий подробное изучение фундаментальных разделов психологии (дифференциальной психологии, психологии развития, психологии восприятия, сравнительной психологии и многих других), дипломный этап (продолжительностью 1 год), в ходе которого студент работает над написанием выпускной квалификационной работы и получает исчерпывающие знания по выбранной отрасли психологической науки, и последипломный этап (продолжительностью 2 года), охватывающий обучение на степень магистра или прохождение профессиональной практики (в качестве альтернативного варианта). И только по завершении всех вышеперечисленных этапов вы сможете приобрести официальный статус практикующего психолога Австралии. Таким образом, овладение данной профессией на «Зелёном континенте» представляет собой достаточно продолжительный и порой утомительный процесс, но главное – результат.
Во всём мире Соединённые Штаты Америки по праву считают государством психологов. В этой стране на подготовку высококвалифицированных психологов никогда не жалели ни сил, ни средств. И сегодня психологические факультеты ведущих американских университетов располагают первоклассным интернациональным профессорско-преподавательским составом. Не является исключением и факультет психологии Stanford University, на протяжении долгого времени уверенно удерживающий лидирующую позицию в рейтинге лучших психологических школ по версии «U.S. News & World Report» и предлагающий студентам со всего мира целый ряд академических программ, по окончании одной из которых у них появятся широкие возможности для самореализации в различных профессиональных сферах, включая юриспруденцию, общественно-политическую сферу, деловую среду, образовательную сферу и, само собой разумеется, область науки. Eсли в дальнейшем вы собираетесь самореализоваться в деловой сфере, вы с большой долей вероятности выберете для изучения такие дисциплины, как «Основы виртуальной психологии», «Основы прикладной психологии», «Понятие имиджа и психология симпатии», «Планирование карьеры и делового успеха», «Психология делового общения». Если вы планируете связать своё профессиональное будущее с образовательной сферой, вам наверняка предложат освоить следующие академические курсы: «Основы дифференциальной психологии», «Понятие психотерапии», «Основы педагогической психологии», «Психология личности», «Основы социальной психологии». При этом стоит отметить, что все вышеперечисленные учебные курсы и дисциплины составляют академические программы по получению степени бакалавра в области психологии. Если вы захотите продолжить обучение на получение магистерской степени по идентичной специальности, перед вами откроются ещё более широкие учебные возможности. Например, при прохождении магистерской программы по социальной психологии студенты могут выбрать для изучения такие академические дисциплины, как «Психологические характеристики социальных групп», «Коммуникативная компетентность», «Методы социально-психологических исследований», «Психология межличностного конфликта», «Психология социального познания», «Фундаментальные принципы социального поведения».
Практически невозможно безошибочно определить, какое государство наилучшим образом подходит для вашего обучения психологической науке. Это обусловлено многими факторами: вашим материальным достатком, вашим уровнем владения тем или иным иностранным языком, вашими профессиональными стремлениями, наконец, вашими индивидуальными предпочтениями. Приличными факультетами психологии могут похвастаться университеты во многих странах мира: от Испании до Финляндии, от Канады до Новой Зеландии. Некоторые психологические факультеты предлагают своим студентам более традиционные академические программы, некоторые – более флективные программы обучения. В каких-то высших учебных заведениях доминирует, к примеру, теория объектных отношений, в других превалирует ассоцианизм или фрейдизм, но по-настоящему ощутить приверженность того или иного факультета психологии определённому психологическому направлению или определённой психологической школе можно только в ходе самостоятельного полноценного обучения на нём. Безусловно, далеко не каждый гражданин Российской Федерации может позволить себе обучение на психолога в одном из элитных европейских или североамериканских университетов, но если рано или поздно такая возможность всё-таки представится, ни в коем случае не упустите её.
Лучшие психологические школы США по версии U.S. News & World Report.
Позиция | Название образовательного учреждения |
1. | Harvard University |
2. | Stanford University |
3. | University of California, Berkeley (UCB) |
4. | University of California, Los Angeles (UCLA) |
5. | Yale University |
Лучшие психологические школы Канады по версии U.S. News & World Report.
Позиция | Название образовательного учреждения |
1. | McGill University |
2. | University of Toronto |
3. | University of British Columbia |
4. | University of Alberta |
5. | Queen’s University |
Лучшие психологические школы Австралии по версии U.S. News & World Report.
Позиция | Название образовательного учреждения |
1. | University of Melbourne |
2. | University of Sydney |
3. | Australian National University (ANU) |
4. | University of Queensland (UQ) |
5. | The University of New South Wales (UNSW) |
Лучшие психологические школы Великобритании по версии U.S. News & World Report.
Позиция | Название образовательного учреждения |
1. | University of Cambridge |
2. | University of Oxford |
3. | UCL (University College London) |
4. | London School of Economics and Political Science (LSE) |
5. | University of Edinburgh |