Диляра Варнаева рассказывает о своем опыте жизни и учебы за рубежом (Часть 2)
Диляра Варнаева, менеджер по маркетингу Бюро «Прямой разговор», продолжает свой рассказ о времени, проведенном в США и Европе в роли иностранной студентки.Диляра, расскажи, какими были твои первые впечатления от жизни и учебы в США и Швеции.
Первые впечатления от жизни в США могу передать тезисно:
- ура, наконец, свобода действий!
- какой ужас, ведь теперь ВСЁ будет на английском!
- большие расстояния, на улицах ни души, в автобусах полусумасшедшие, сотрудники фастфуда и международные студенты;
- очень милый и спокойный город, подходит для поэзии, медитации и успешной учёбы;
- поразительно, мне улыбаются везде и всюду, а кто-то даже сделал комплимент моим сланцам!
- до чего же здесь интересно учиться и жить!
Первые впечатления от Швеции начались в аэропорту. Пасмурно и очень тихо. Я была полна энергии и жажды великих свершений, поэтому ритм жизни в этой стране показался мне слишком спокойным. Тем не менее было приятно, что отлично налажена работа общественного транспорта. Подпортило впечатление то, как сложно в Швеции (а как позднее выяснилось, и в других странах Европы) найти съёмное жильё «бедному иностранному студенту». Иностранцы, если они не американцы, канадцы и австралийцы были не на лучшем счету у местных. Многие им не доверяли и не особо жаловали.
Сложно ли было адаптироваться к новым реалиям? Столкнулась ли ты с таким явлением как «культурный шок»?
Во время ориентационной сессии перед отъездом в США нам рассказывали про «симптомы» культурного шока и что делать, если его испытываешь, так что я была к нему готова. Это была моя первая серьёзная, самостоятельная и долгосрочная поездка за рубеж. Каждый день от начала и до конца программы прошёл в ритме «великих открытий» себя, своих возможностей, желаний и стремлений. Я вернулась из поездки воодушевлённой, уверенной в своих силах, научилась лучше понимать себя и окружающих, ставить цель и идти к ней, получать от жизни удовольствие, живя своим умом и следуя зову сердца.
В Швеции меня постиг шок открытия для себя Европы. В общей сложности я провела там около четырех лет, но могу сказать однозначно, что до сих пор не привыкла к образу жизни и мыслей ни шведов, ни швейцарцев, ни других европейцев северной и западной Европы, где мне довелось пожить. Думаю, я так до конца и не смогда «раскусить» их. С американцами как-то всё понятнее.
Где ты жила?
В США я жила на кампусе в общежитии. В Швеции снимала комнату в квартире с другими иностранными студентами. Помог найти эту опцию знакомый знакомого, который уже не один год там учился и жил. Если бы не он, даже не могу представить, как бы я искала жилье.
Была ли возможность работать во время учебы?
В США студенты по визе F1 имеют право на работу только в пределах кампуса и на полставки, а студенты J1 могут претендовать только на оплачиваемую стажировку. Найти ее в маленьком городе и на кампусе муниципального колледжа было практически невозможно. Но мне очень повезло. При колледже функционировал фонд помощи одиноким русским женщинам, мигрировавшим в США и не имевшим средств к существованию и/или потерявшим мужей. Мои знания английского и русского языков, а также искреннее желание быть полезной, энергичность и находчивость настолько привлекли руководителей фонда, что они на бумагах оформили вакансию, на которую искали сотрудника, как стажировку, чтобы я могла к ним присоединиться.
В Швеции право на работу было. Более того, можно было работать за пределами университета и даже остаться на один год после окончания обучения с правом на работу. Но найти работу крайне сложно не только студентам, но и мигрантам. Без знания шведского и вовсе шансы практически равны нулю. Я наблюдала что-то вроде «гетто» среди арабов, иранцев и африканцев. Для «своих» у них всегда была какая-то работа. А если нет «гетто» национальности, которой ты принадлежишь, то остаются газеты и сайты с объявлениями о найме на работу. Но чтобы оформить иностранца на работу, шведский работодатель должен проделать неимоверную бюрократическую работу и заверить власти страны в том, что во всей Швеции не нашёлся шведский, а во всей Европе успешный европейский соискатель, что компания вынуждена взять на работу иностранца, т.е. не шведа, не европейца, и даже не канадца, американца или австралийца. Студентов, даже европейских, часто брали на низкоквалифицированную неофициальную работу. Были и те, кто менял фамилию на «...сон» и только после этого доходил до этапа интервью.
На каком языке проходило обучение? Как ты его освоила?
Обучение в обеих странах проходило на английском. Изучала английский в школе и в университете. Значительно улучшился и вообще стал «английским» мой английский уже в США.
Предоставлял ли твой вуз возможность для стажировок или трудоустройства после получения степени?
В США стажировки и community service (т.е работа на добровольных началах в помощь местной общине) была предусмотрена в рамках программы в период обучения. После окончания обучения все участники программы должны были вернуться на родину.
В Швеции стажировка входила в магистерскую программу. Поиск стажировки полностью ложился на плечи студентов. Вуз помогал информационно, но подавать документы, проходить собеседование и искать дополнительные информационные порталы было обязанностью студента.
Можно ли было остаться в стране по окончании вуза?
В США такого права студентам J1 визы и участникам обменной программы не предоставлялось.
В Швеции право на работу после окончания обучения было и давалось сроком на один год. Но я даже не стала им пользоваться, т.к. работу найти было практически невозможно, а тратить скупые сбережения на то, чтобы праздно пребывать в сумрачном Гетеборге не хотелось.
Порекомендуешь ли ты эти страны людям, заинтересованным в получении образования за рубежом?
США я однозначно рекомендую людям, которые не боятся выходить за рамки своей зоны комфорта, любознательны, энергичны и предприимчивы, мобильны и гибки.
В Швеции, на мой взгляд, себя может чувствовать комфортно человек, хорошо переносящий холод, небольшое количество солнечных дней и тепла, готовый к размеренной жизни и обеспеченный или как минимум не нуждающийся в дополнительном заработке на время обучения.
Пара советов или напутствие тем, кто планирует обучение за рубежом.
Дерзайте, хуже не будет!
Читайте также:
Интервью с генеральным директором и основателем Бюро «Прямой разговор» Алексеем Суриным