Эксперт Бюро «Прямой разговор» Дарья Коляскина рассказывает о том, откуда поступает информация о качестве зарубежной образовательной программы
Специалист по образовательным программам за рубежом Дарья Коляскина отвечает на один из часто задаваемых вопросов наших студентов и их родителей: как определить качество зарубежной образовательной программы?«Это зависит от того, о какой программе идет речь. Универсального способа для определения качества программы не существует, при оценке нужно учитывать разные факторы.
Учебные заведения публикуют данные о собственных достижениях в брошюрах: какие места занимают в рейтингах, с какими компаниями сотрудничают, каких успехов достигают выпускники и прочее. Если мы говорим о высших учебных заведениях, то отчасти можно опираться на данные различных рейтингов (например, QS, Times Higher Education, U.S. World and News Report и Maclean’s), причем более пристальное внимание следует уделять не общему рейтингу вуза, а позиции интересующей вас программы.
Но и этот путь не универсален: существуют прекрасные вузы, практически не фигурирующие в рейтингах в силу того, что они, к примеру, не ведут исследовательской деятельности (один из важных аспектов, определяющих положение учебного заведениях в рейтингах), но при этом дают очень прикладное образование и плотно работают с индустрией, что позволяет выпускникам трудоустраиваться быстрее, чем иным студентам престижных исследовательских университетов. Самая яркая иллюстрация такого случая - University of Wisconsin – Stout, один из моих любимых американских вузов-партнеров: в рейтингах вы его не найдете, зато компании-работодатели участвуют в составлении его учебных программ, что позволяет студентам получать четкое представление об актуальном положении дел в индустрии, дважды постажироваться в процессе обучения (обязательная часть большинства программ UW Stout), а значит после окончания университета их не нужно дополнительно обучать, они уже готовы к работе; конечно, именно такой соискатель привлечет внимание работодателя в первую очередь. Поэтому помимо позиции университета в рейтингах полезно также учитывать такие факторы, как наличие совместных программ с представителями индустрии, стажировок, а также статистику трудоустройства выпускников.
Если же мы говорим о программах средних школ, то здесь все немножко сложнее: к примеру, в США и Канаде нет официальных рейтингов частных школ. Поэтому при выборе подходящей школы нужно ориентироваться на то, в какие вузы поступают выпускники, какой процент при этом получает стипендии, много ли предметов предлагается на продвинутом уровне, предлагаются ли какие-то необычные программы, которые могли бы быть вам интересны (например, инженерное дело).
Еще один прекрасный способ познакомиться с учебным заведением и оценить его уровень – это посетить его лично. Что работает как для студентов, так и для агентов вроде нас. Посетив учебное заведение, изучив каждый его уголок и пообщавшись со студентами и преподавательским составом, начинаешь смотреть на вуз или школу совсем другими глазами. Для меня как для специалиста очень важно понимать, что ждет наших студентов в партнерских учебных заведениях: в каких условиях они будут учиться и жить, какую поддержку им будут оказывать и, конечно, насколько качественные программы им будут предложены. Поэтому такие поездки чрезвычайно важны.
Если же поехать и посмотреть интересующее учебное заведение нет возможности, неплохой альтернативой может стать личное общение с его представителями, приезжающими в Россию с целью информирования студентов. «Прямой разговор» регулярно устраивает семинары и встречи с представителями университетов и школ-партнеров».