Результаты опроса «Университеты России, Украины и других стран СНГ на международном рынке образования»
Ассоциация восточно-европейских университетов провела электронный опрос: «Университеты России, Украины и других стран СНГ на международном рынке образования». Опрос преследовал цель исследовать и проанализировать текущую ситуацию на рынке высшего образования стран СНГ в свете международного сотрудничества. Опрос затронул следующие аспекты: организация международной деятельности вуза, сотрудничество с иностранными вузами, формы международного межвузовского сотрудничества, международная маркетинговая деятельность. 90 университетов России, Украины и других стран СНГ приняли участие в опросе.За последние 5 лет значительно повысились ассигнования и усилились мероприятия по развитию международных отношений в сфере международного образования. По результатам опроса, Россия была охарактеризована как ориентированная на международное сотрудничество в связи с тем, что 91,01% опрошенных университетов имеют действующие Отделы по международному сотрудничеству и активно участвуют в установлении и развитии программ обмена студентами и педагогами, двойных дипломов, обмене информацией и выделении грантов.
В своём стремлении выдерживать конкуренцию на международной арене, многие из опрошенный университетов предлагают программы обучения на английском языке (40,23%), в то время как другая часть готова предложить подобные программы, при условии вовлечения в них как минимум 10 студентов (26,44%)
Интересным является тот факт, что около половины опрошенных университетов (40,51%) имеют возможность проводить тестирование по следующим международным экзаменам иностранного языка: TOEFL, TOEFLibt, CAE, PET, IELTS, FCE, DELF-DALF, TestDaf, onDaf.
Конечно, все эти усилия были бы впустую, если бы не финансовая поддержка. Если раньше у большинства университетов не было достаточно средств для международной деятельности, то теперь результаты опроса показали, что большая часть опрошенных университетов (68,67%) выделило бюджет на международные проекты.
Что же касается международного сотрудничества, то 67,86% опрошенных университетов активно поддерживают партнёрские отношения более чем с 5 (пятью) зарубежными образовательными учреждениями. 28,57% сотрудничают с 1-5 учебными заведениями. И только небольшое их число (3,57%) пока ещё не установили подобные отношения, но планируют развивать международные связи в ближайшем будущем.
Большинство стран СНГ взаимодействуют с учебными заведениями Западной Европы (52,63%) и Азией (28,95%). Предпочитаемые страны: Китай, Германия, Польша, Россия, Франция, Ирландия, США, Белоруссия, Нидерланды, Чехия, Кипр, Малайзия, Бразилия, Япония, Швейцария, Казахстан и Южная Корея. 2, 63% опрошенных университетов также устанавливают отношения с африканскими странами.
53,73% опрошенных университетов устанавливают связи напрямую с зарубежными партнёрами, 43,28% обращаются к посредничеству агентств по организации образования за рубежом. Для позиционирования и рекламы университеты прибегают в социальным сетям, таким как Facebook, Twitter and LinkedIn (43,28%), 44,78% пользуются классическими оффлайн методами и 43,28% онлайн. Информация на сайтах у чуть более чем половины опрошенных университетов (53,57% ) доступна на трёх языках: национальном, русском и английском. И пока только 20,24% университета предоставляют информацию на своих сайтах более чем на 3 языках мира.